"Дом моего детства" Алла Кипко
В честь Дня Рождения Автора, печатаем Отрывок из книги Аллы Кипко “Истоки”, Часть 1, Глава 1
“Наша семья имела добротный дом с большим залом-гостиной, просторной кухней, двумя спальнями, летней кухней и террасой, коридором и кладовой, где хранилась кухонная утварь. Окна в нашем доме были большие, светлые. Снаружи они закрывались ставнями, защищая от жары летом и от холода зимой. Ничего в доме лишнего не было. Всё было удобно, просто и, на мой взгляд, уютно и даже красиво!
В доме во все времена царил «культ» чистоты и порядка. У нас даже водопровод был в доме! В те годы это была большая редкость и роскошь! Двор был большой. Впереди дома были посажены овощи: помидоры, лук и прочая зелень. Был у нас и сад скромный: черешня, вишни, сливы, яблони. Цветущие весной деревья, наполняли дом душистым ароматом через распахнутые окна наших спален. Это очень сильное впечатление. До сих пор хранятся в памяти эти милые картины детства и юности. Вспоминаю ранние утренние часы и поздние вечера, когда особенно сильны были голоса и запахи цветущих деревьев, которые возрождали светлые мечты, желания и стремления в девичьих душах.
В рутине поддержки чистоты нашего дома, ежегодно, перед светлым престольным праздником Пасхи, совершалась побелка и чистка всего нашего дома. Заметьте, только девочки – все в возрасте до 14 лет. А работа серьезная была. Нужно было развести известь и правильно добавить синьки, это краска такая. А потом нужно белить и белить кистью специальной все стены и потолки внутри дома. Особое умение нужно было, чтобы не было полос на стенах. Приходилось перебеливать несколько раз, если это не удавалось с первого раза. Тогда мама нежно успокаивала, приговаривая: «Молодцы, девочки, все хорошо. А главное, стало чище и свежее. А полосы пройдут». Затем нужно было все мыть и стирать. И как же сиял и благоухал весь наш дом накануне Пасхи. Но всему этому предшествовал труд старательных и трудолюбивых девочек.
На улице были аккуратные дорожки, узкие, асфальтированные, которые вели к погребу, сараю, бане, и туалету. Как внутри дома, также и на улице царил порядок. А это значило, что день у детей, вращался вокруг наведения и поддержки этого порядка. То есть, мы, все дети, должны были всегда быть заняты. Свободное время детей начиналось или разрешалось только после того, как везде было чисто и убрано.
Каждую весну наш папа брал с работы несколько соток земли для посадки картофеля. Кто-то заранее вспахивал землю. Нам же нужно было взрыхлить и копать ямки, куда бросали картофель. Посадка – это не так тяжело. А вот освободить от сорняков взошедшую ботву картофеля было намного труднее. Припекало солнце, болела спина, хотелось пить и сбежать куда-нибудь в тенек, в прохладу. Но дело надо было доводить до конца.
А ещё труднее копать картофель. Иногда был хороший урожай, а иногда и не очень. Копать картошку мы начинали с раннего утра и заканчивали уже поздним вечером. Часто мы садили кукурузу. Весь урожай нужно было привести в порядок, почистить и спустить все овощи в подпол. Подпол это такая яма, в которую можно спуститься по лестнице. Там всегда было прохладно или даже холодно. Таким образом, хранились овощи и не портились всю зиму. Все девочки старались помогать отцу. Так постепенно благоразумная рутина той жизни, созидая в нас детях трудолюбие, целеустремленность, понимание, что в жизни что-то доброе без труда ничего не дается. А еще и то, что благословения не бывает на пустом месте. Бог не благословляет лентяев.
В погребе хранились припасы овощей и солений на зиму. Много картофеля в определенном углублении. Наши запасы включали три бочки с солеными огурцами, помидорами и капустой квашеной вперемешку с яблоками. Все эти запасы делались регулярно каждую осень. В этой заготовке на зиму участвовала вся семья. Отец заботился о семье, привозя овощи. Затем, отсортировав, очистив, опускали в погреб, в заранее заготовленные бочки. В общем, труд был серьезный. Работы хватало всем – и родителям и детям. Были и свои «секреты», как солить капусту, помидоры. Картофель тоже заготавливали очень аккуратно. Сухой лук хранился на чердаке дома. Думаю, что даже сейчас, живя в Америке уже более двадцати лет, не могу не сделать сама, или где-то найти таких вкусных солений, какие были в далёком детстве.
В сарае жили куры на насесте, которые несли яйца, а мы их собирали и аккуратно несли домой. Большая часть сарая отводилась под дрова (саксаул) и уголь, ими топили печь в холодное время. Уголь, дрова и саксаул тоже являлись частью зимней заготовки. Отец всегда делал это, не запаздывая. У нас всегда в запасе были и уголь, и дрова уже наколотые.
Конечно же, это тяжелый физический труд, но мы – старшие девочки делали, помогая отцу, по своим силам. Не помню, чтобы кто-то отказался из детей. Все мы принимали это как часть жизни и радовались, что все у нас на зиму заготовлено. Только став взрослым семейным человеком, я поняла, какой же это труд любви и попечения родительского совершали мои родители. Слава Богу за чистые и верные истоки.
Рутина дня зимой требовала топить печку. Это зачастую делал отец, перед уходом на работу. Я помню, как часто наблюдала, лёжа ещё в постели, притворяясь спящей, за этим интересным процессом. А в течение дня мама и мы, дети, поддерживали огонь в печи. В Алма-Ате, в Казахстане резко-континентальный климат. Резко обозначены четыре поры года. Зима, весна, лето и осень в этой местности предоставлены в самой яркой красе.
Дорожки от калитки к дому, к погребу, к сараю, к бане и к туалету были забетонированы. Было очень приятно ходить по этим дорожкам и конечно легче наводить и содержать порядок на улице нам детям. В дальнем конце двора находились баня и туалет. Баня - это две аккуратные маленькие комнаты, в одной из которых была раздевалка, а в следующей стояла печка и бак с водой. Сюда также был проведен водопровод! На камушки, которые были на печке, поливали водой и тогда горячий пар заполнял комнату. Баня использовалась, как и прачечная, здесь производили крупную стирку для всей семьи в скромной, не автоматизированной стиральной машине «Алма-Ата». Пятница и суббота были банными днями и стирки. Такая роскошь, ещё раз повторюсь, была далеко не у всех. Слава Богу – это было невероятное облегчение для всех нас, в плане физических нагрузок.
Таков родительский дом, где я родилась и выросла и таков он до сих пор у меня в памяти. Часто вижу этот дом во сне, и сердце заполняет великая нежность и благодарность Богу и родителям, что они по силам, а зачастую и сверх сил создавали в те очень трудные времена, при минимальных возможностях тот уют, что при воспоминании и сейчас делается тепло и радостно в душе. Слава Богу. Благодарю Тебя, Господь, что Ты благоволил родиться мне в такой строгой христианской (можно сказать пуританской) семье, и иметь таких богобоязненных родителей. По своей судьбе и судьбе моих сестер и брата, вижу этот огромное преимущество иметь такие «корни». То есть, «течение веры» неуклонно совершалось и совершается в детях, в их семьях, и в роде грядущем! Род правых благословляется.
«Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Псалтирь 111:2).”
Отрывок из книги “Истоки”, Часть 1, Глава 1 Алла Ципко